События - Факты - Комментарии

Выставка фотохудожника Сергея Ларенкова «Связь времен: блокадный Ленинград и современность»

29 января 2014 года.

70-летие со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады – это наш ленинградский день Победы. Праздник священный и важный для петербуржцев всех поколений. В муниципальном образовании СОСНОВАЯ ПОЛЯНА к нему готовились заранее и с особым трепетом. 
Одним из главных мероприятий праздничных дней стала выставка фотореконструкций известного петербургского фотохудожника Сергея Ларенкова «Связь времен: блокадный Ленинград и современность». Кинотеатр «Восход» любезно предоставил свою площадь для организации этой интересной экспозиции, которая продолжается в настоящее время и продлится до середины февраля. 
Основная мысль, выраженная в работах Сергея Ларенкова, - создать визуальную связь между блокадным прошлым города-героя Ленинграда и современным Петербургом, заставить зрителя прикоснуться к той страшной трагедии, чтобы, «вернувшись» в многоцветье наших дней, острее ощутить всю ценность мирной жизни без голода и лишений.
По словам писателя Бориса Акунина, искусство коллажей Сергея Ларенкова «пробивает сразу и навылет – когда берут хорошо знакомый город и обнажают его суть, а суть в том, что Место, Где Жили и Умерли Много-Много Людей, существует не по нашим законам времени, а совсем по другим. Нам только кажется, что всё исчезает и ничего не остается.
Никто не исчезает и ничто не исчезает. Просто нужно иметь особый дар зрения».
Об этом особом даре и секретах творческого процесса рассказал сам автор на творческой встрече, состоявшейся в кинотеатре «Восход» 29 января 2014 г.


Сегодня мы предоставляем нашим читателям возможность познакомиться с его интересным рассказом:


- Сергей, нам известно, что Ваши замечательные работы создаются по зову души в свободное от работы время, а вообще Вы работаете лоцманом и проводите суда по фарватеру Невы. Как совмещается Ваша профессия со столь необычным увлечением?


- Профессия лоцмана научила меня точности и скрупулезности в деталях, ведь речь идет о безопасности проводимого судна. Принцип создания фотоколлажа в чем-то схож с лоцманским мастерством. Беря в руки старую фотографию, я в первую очередь обращаю внимание на ключевые точки: контуры видимых зданий, углы улиц и особенности открывающейся перспективы. И если условия задачи известны, я пытаюсь решить ее, а именно: отыскиваю в современном городе ту единственно верную точку, с которой была сделана старая фотография, и делаю новый снимок. Справедливости ради стоит заметить, что не всегда все получается с первого раза. Бывает трудно определить точное место съемки. Некоторые фотографии до сих пор ждут своей очереди и не спешат раскрыть свои тайны. 



 

- Вы не пытались определить для себя, чего в Вашем творчестве больше: искусства, истории, краеведения?


- Истории, конечно, больше, хотя здесь тоже нет однозначного ответа. Не разобравшись детально в историческом прошлом своей страны, нелегко строить ее славное будущее. И Ленинград блокадной поры не является в этом ряду исключением. Многие жители нашего города имеют к этому самое непосредственное отношение, и это касается как самих блокадников, так и их потомков.


- Чем является блокада Ленинграда в Вашей семье?


- Блокада напрямую отразилась на судьбах моих близких: оба моих деда и обе бабушки пережили на себе ужасы тех страшных дней. Свидетели блокадной трагедии постепенно уходят из жизни, и теперь я своим творчеством стараюсь не прервать эстафету правды и донести ее до нынешних поколений. Это напрямую касается и моих детей. Ведь недаром мой проект носит название «Связь времен».


- Сергей, это достойная уважения миссия, где я вижу Вас в почетной и заслуженной роли проводника. Проводника правды (по аналогии с главным персонажем известного фильма Андрея Тарковского «Сталкер»).  В связи с этим следующий вопрос: а есть ли среди Ваших работ постановочные сюжеты без точной привязки к месту действия? 


- Нет. На мой взгляд, постановочная работа теряет свою историческую ценность, ибо в ней отсутствует фиксация события по месту действия. Абстрактный коллаж на тему войны и блокады лишает его главного – правды жизни.


- Скажите, Вы используете в своем творчестве только фотографии? Могут ли стоп-кадры документальной хроники послужить для Вас рабочим материалом?


- Любой оригинальный материал может послужить основой для творчества. Главное, чтобы это был документ. И видеоматериал в этом качестве ничем не отличается от фотографии.


- Вы соединяете черно-белую историческую фотографию и современное многоцветье, что положительно сказывается в визуальном плане. Не теряется ли этот мощный контрастный эффект при сопоставлении двух цветных кадров, относящихся к разным временным пластам? Проводили ли Вы подобные эксперименты? 


- Любой эксперимент бывает интересен. Мне нравится искать новые выразительные формы, в том числе при работе с цветом. Однако следует признать, что контраст цветного и монохромного изображения создает наилучший эффект временных различий и служит наиболее полному раскрытию самой идеи о тесной связи удаленных друг от друга во времени событий.



- Сергей, перед началом творческой встречи с гостями выставки был показан сделанный Вами документальный фильм «Блокадный альбом», в котором поочередно звучат метроном и фрагменты из произведений Вивальди, Моцарта и Рахманинова. Какую роль в Вашем творчестве играет музыка?


- Сразу скажу, что я не музыкант, но музыка окружает нас по жизни, создает определенное настроение. Кроме того, музыка обостряет наши чувства и переживания. А в моем видеофильме «Блокадный альбом» она, как мне кажется, еще больше усиливает трагизм страшных блокадных будней. К слову, эта работа тоже напрямую относится к моим собственным поискам новых форм выражения.


- На меня Ваша музыкальная работа произвела сильное впечатление. Я уверен, что Вы выбрали правильное направление эксперимента: с помощью музыки «связь времен» становится более осязаемой.


- Раз есть отклик, обязательно будет и продолжение. В любом случае это движение вперед.



 

- Мой следующий вопрос касается непосредственного отношения Ваших работ к Красносельскому району: на Вашей выставке в Сосновой Поляне широко представлены работы, тематика которых связана с теми событиями, которые происходили в военные годы непосредственно на территории, ныне входящей в границы МО СОСНОВАЯ ПОЛЯНА.


- Вы правы. В первую очередь речь идет о трагических событиях, произошедших со 124-ой  советской танковой бригадой в районе Петергофского шоссе (ровно через дорогу напротив нынешнего комплекса «Балтийская жемчужина»). Именно в этих местах в 1941 году танковая бригада потеряла в ожесточенных боях с немецким противником 35 танков КВ-1 а также 1369 человек в живой силе. Еще две фотореконструкции воскрешают перед нами оккупационные события 1942 года в районе пересечения Петергофского шоссе и железной дороги, ведущей на ЛЭМЗ. 


- В Красносельском районе есть немало мест, связанных с боевыми действиями времен Великой Отечественной войны. Здесь все буквально пропитано воспоминаниями тех трагических лет: улицы, носящие имена героев, воинские мемориалы и памятники боевой славы, да и просто народная память. Как, на Ваш взгляд, эту гордость за своих дедов и отцов передать нашим потомкам, чтобы не нарушилась связь времен?


- Полагаю, что подсказка к ответу кроется в самом вопросе. Эта священная земля еще хранит немало тайн, приоткрыть которые и предстоит всем нам, но в первую очередь молодежи Красносельского района. Я посетил немало мест боевой славы, связанных с защитой Ленинграда, и точно знаю, что кое-где еще до сих пор из земли косточки солдатские видны. И кому как не молодежным поисковым отрядам заниматься этим почетным и чрезвычайно важным делом?! Многое сделано этими добрыми руками, и мы радуемся, когда безвестно павший солдат обретает свое подлинное историческое имя. И вот так сохраняя память о прошлом, мы словно реликвию передаем следующим поколениям нашу священную память о великом прошлом нашей страны. В этом и состоит связь времен через реальные дела.



- Сергей, Ваше напутствие обязательно будет услышано. Со своей стороны добавлю: мы тоже немало делаем в этом направлении. Например, за несколько недель до славного 70-летнего юбилея со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады муниципальное образование СОСНОВАЯ ПОЛЯНА объявило среди жителей конкурс под названием «Суть времени, суть поколений». Многие из тех, кто не чужд исторической памяти, представили на суд зрителей свои оригинальные фоторепортажи из славного боевого прошлого своих семей. Мы разместили эти с любовью сделанные работы в фойе кинотеатра «Восход». Получились две разные по исполнению, но наполненные единым патриотическим духом выставки: Ваша выставка, Сергей, и выставка работ жителей Сосновой Поляны. И сегодня их с интересом рассматривают все пришедшие в кинотеатр.

 


 

В заключение беседы мне хочется пожелать Вам больших творческих успехов и новых заметных достижений как на основной работе, так и в качестве любимого многими фотохудожника, блогера и историка-документалиста! 
 

ПОСЛЕСЛОВИЕ: Буквально накануне славного ленинградского дня Победы Лениздат выпустил красочный фотоальбом под названием «Война: эффект присутствия в фотореконструкциях Сергея Ларенкова». Мы поздравляем автора с этим важным событием и одновременно сообщаем нашим читателям, что всем победителям фотоконкурса «Суть поколений» муниципальное образование СОСНОВАЯ ПОЛЯНА вручило в качество приза за участие в конкурсе этот замечательный альбом с автографом его автора Сергея Ларенкова.
 

С другими работами автора можно познакомиться, пройдя по ссылке 

Интервью и подготовка к публикации – Николай Вязигин, ведущий специалист МА МО СОСНОВАЯ ПОЛЯНА

 


Яндекс.Метрика